Профориентация - 2021



Профессиональная ориентация в школе

- это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Ирина Владимировна Шестопалова, ответственный за профориентационную работу в школе, руководитель курса "Путь в профессию". Вы можете задать ей вопрос по телефону: 8 (3463)316-020 или написать письмо на электронную почту sohyusosh@mail.ru  (с пометкой "Профориентация").

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех этапах



Цели профориентационной работы

  • Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда, и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
  • Работа с родителями
  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии

  1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. Так же существует риск, что модный род занятий завтра снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
  2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны, ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
  3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
  4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых вкусовых рецепторов. Исключения бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – в школе становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, это не все причины связанные с выбором профессии.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:


Первый фактор – «ХОЧУ»

Оцените свои интересы и склонности, какие профессии нравятся, что Вы о них знаете.

Второй фактор – «МОГУ»

Знаете ли Вы о своих способностях и умениях. Знаете ли Вы, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.

Третий фактор – «НАДО»

Узнайте, требуются ли специалисты выбранной вами профессии в настоящем и ближайшем будущем на рынке труда. Как и где можно обучиться по данной специальности


ПРОЕКТ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

http://bilet-help.worldskills.ru/participant

«Билет в будущее» - это проект по профориентации школьников 6-11 классов. Проект нацелен на то, чтобы школьники получили возможность не только узнать или увидеть профессию, но и «попробовать» ее.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

- диагностический этап состоит из 3 разделов

- этап профессиональных проб (очный)

Профессиональные пробы — это практико-ориентированные мероприятия, которые позволяют погрузиться в какую-либо профессиональную сферу

«АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ»

http://atlas100.ru

это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Участники исследования проанализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно эти планы воплощать и развивать.

«ПРОЕКТОРИЯ» - ПОРТАЛ + ФОРУМ + ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

https://proektoria.online

Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.

- ФОРУМ (всероссийский форум профессиональной ориентации «Проектория» (ранее «Будущие интеллектуальные лидеры России») Ключевой офлайн-формат, проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Объединяет ведущих экспертов и лидеров индустрий, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения. перечень актуальных форумов по профориентации https://forum2018.proektoria.online

- ОТКРЫТЫЕ УРОКИ (всероссийские открытые уроки «Россия, устремленная в будущее». Регулярные уроки по профессиональной навигации для старшеклассников проходят в режиме «онлайн». Каждый урок собирает более 1 млн участников из 22 тыс. школ.)

- ПРОФЕССИИ (новые, востребованные, перспективные) #профессия@proektoria

- КЕЙСЫ (проектные задачи) Это учебно-тренировочные задачи, составленные на основе реальных инженерных, научных или бизнес-ситуаций. Они не похожи на учебные или олимпиадные задания, требуют неординарного подхода и чаще всего имеют несколько правильных решений, о которых компании-заказчики могут даже не подозревать.

- РАБОТОДАТЕЛИ (содержит перечень предприятий, организаций, учреждений, которые можно подобрать по направлению профессиональной деятельности)

- ВУЗЫ (содержит подборку ВУЗов России по направлениям)

- НОВОСТИ

Группа «ПроеКТОриЯ» ВКонтакте:

https://vk.com/proektoria

Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.

ИНФО-ПРОФИ – портал для студентов, школьников, абитуриентов

https://info-profi.net

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

https://info-profi.net/professii-budushhego/

САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО (СТАТЬЯ)

https://realybiz.ru/biznes-v-internete/perspektivnye-professii-budushhego.html

ГДЕ УЧИТЬСЯ И РАБОТАТЬ (онлайн СМИ о выборе профессии)

https://guir.ru

СПИСОК ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ В РОССИИ

https://proforientator.ru/professions/#tocontent

описания профессий, включают информацию о требованиях к профессиям, отрасли, связанные с профессией, обязательные для поступления ЕГЭ и др.


ПОСТУПИ ОНЛАЙН ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И РОДИТЕЛЕЙ

https://vk.com/postupi.online

Актуальная информация для старшеклассников о поступлении в вузы, выборе профессии, специальности и программ образования: новости, статьи, дни открытых дверей, олимпиады (сервис выбора вуза и специальности).

КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ РОССИИ

https://moeobrazovanie.ru/search.php?section=ssuz

ВУЗЫ РОССИИ (УНИВЕРСИТЕТЫ, ИНСТИТУТЫ, АКАДЕМИИ)

https://moeobrazovanie.ru/search.php?section=vuz

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

http://vuzoteka.ru/вузы/Ханты-Мансийский-автономный-округ-Югра

ВУЗЫ ТЮМЕНИ

http://vuzopedia.ru/region/city/114

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ХМАО-ЮГРЫ

https://www.ucheba.ru/for-abiturients/college/hanty_mansiyskiy

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ТЮМЕНИ

https://tumen.ucheba.ru/for-abiturients/college

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ЕКАТЕРИНБУРГА

https://eburg.ucheba.ru/for-abiturients/college

ШКОЛА АБИТУРИЕНТА — это актуальная информация для абитуриентов, секреты выбора профессии, специальности, вуза, колледжа, предметов ЕГЭ и лайфхаки поступления.

https://vk.com/postupit

ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА)

https://proforientator.ru

ТЕСТЫ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

https://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/

https://proforientator.ru/tests/



Официальный портал Сургутского политехнического колледжа http://www.surpk.ru/resursnyj-tsentr

Центр занятости- Нефтеюганск https://ir-center.ru

Профориентация_архив