Регламент выбора родителями модуля

Регламент

выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики» (2013 г.)

(выдержки)

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения. Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе.

Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреж--дения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше), воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы. 

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.; официальные представители соответствующих религиозных организаций из числа представленных в Координационном совете города Москвы по введению ОРКСЭ, выразившие желание участвовать в собрании.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление представителя администрации;

2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули (предметы) комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса.

Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе. В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральные перечни учебников, а по религиозным культурам желательно с учётом наличия их конфессиональной экспертизы. В частности, по модулю «Основы православной культуры» это учебники: Кураева А. (Просвещение), Костюковой Т.А. и др. (Дрофа), Бородиной А.В. (Русское слово), Янушкявичене О.Л. и др. (Русское слово), Шевченко Л.Л.

3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

4) ответы на вопросы родителей, уточнения.

5) заполнение родителями личных заявлений (приложение).

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании.В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например  НРМОБУ "Усть-Юганская СОШ" фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся надо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.